Обзор Meta Quest 3: лучшей автономной VR-гарнитуры с элементами смешанной реальности
Meta Quest 3 – это новая VR-гарнитура, которая сильно отличается от первых двух моделей серии. Здесь используются великолепные камеры с высоким разрешением, изображение с которых бывает трудно отличить от реальности.
Правда, освещение в комнате должно быть ярким, иначе картинка становится зернистой, да и дрожание у изображения бывает таким, что может закружиться голова. Корпус стал легче, но он по-прежнему достаточно тяжёлый, и через некоторое время устройство становится некомфортно носить. Однако со своими основными задачами Quest 3 справляется настолько хорошо, что на остальные недостатки можно закрыть глаза.
Характеристики Meta Quest 3
Экран |
LCD, разрешение 2064×2208 пикселей (для каждого глаза), частота 90/120 Гц |
Угол обзора |
110° по горизонтали, 96° по вертикали |
Диапазон IPD |
58–70 мм |
Процессор |
Qualcomm Snapdragon XR2 Gen 2 |
Графика |
Adreno 740 |
Оперативная память |
8 ГБ |
Внутренняя память |
128/512 ГБ |
Подключение и связь |
Wi-Fi 6e, Bluetooth 5.2 |
Звук и динамики |
Встроенные динамики, 3,5-мм |
Автономность работы |
2,5 часа |
Зарядка |
USB-C, 18 Вт |
Время зарядки |
2 часа |
Цвета |
Белый |
Масса |
515 г |
Размеры |
184×160×98 мм |
Цена |
От 60 тыс. р. |
Что такое смешанная реальность Meta Quest
Очки Meta Quest 3 позволяют окунуться в «смешанную реальность», состоящую как из настоящих объектов вокруг вас, так и из добавленных искусственно.
Это может быть виртуальный экран с видео или необычный горшок с цветами на полу. Важно то, что с гарнитурой на голове вы сможете ходить где угодно, а не просто стоять в центре своей комнаты. После анонса Apple Vision Pro о смешанной реальности стали говорить намного чаще, но сама технология появилась довольно давно.
Платформа Windows Mixed Reality от Microsoft вышла ещё шесть лет назад, а в продаже можно найти множество отличных шлемов с поддержкой этой технологии. Возможно, с выходом Meta Quest 3 она станет ещё популярнее, а приложений и игр будет больше.
Дизайн и особенности
Самое очевидное изменение дизайна Meta Quest 3 по сравнению с Quest 2 – три выступа в форме «пилюли» на передней стороне корпуса.
В них находятся камеры и сенсор глубины, используемые для создания качественного изображения. При этом передняя часть стала на 40% тоньше, поэтому вес должен быть распределён более сбалансированно. Правда, устройство всё равно будет казаться слишком громоздким тем, у кого не очень большая голова, и отрегулировать это с помощью ремешка не получится.
Вернулось колёсико для регулировки IPD – межзрачкового расстояния, а диапазон возможных значений составляет 58–70 мм. По словам Meta, 58 мм подойдут людям с расстоянием между центрами глаз 53–63 мм, а 70 мм – для тех, у кого эта дистанция равна 65–75 мм.
Использовать Meta Quest 3 удобно и в том случае, если вы носите очки – можно изменить расстояние от линз до лица с помощью двух клавиш внутри. На выбор есть четыре настройки, при этом на обе кнопки нужно нажимать одновременно.
Удобство использования
Одна из главных проблем VR-гарнитур – дискомфорт при использовании, причём дело не только в том, как устройство закреплено на вашей голове.
Многих людей укачивает при использовании шлемов виртуальной реальности, поскольку возникает диссонанс между тем, что видят глаза, и тем, что ощущает тело. Именно поэтому знакомство с такими гаджетами не стоит начинать с каких-нибудь «американских горок».
В Meta Quest 3 эта проблема не решена полностью, но у каждой игры и приложения в магазине есть пометка о том, насколько комфортно вам будет играть. Как правило, этот показатель гораздо лучше у приложений смешанной реальности, поскольку вы будете частично видеть свою комнату.
Правда, иногда изображение тормозит и зависает, поэтому рядом с плитой или горячим чайником нужно быть аккуратнее. Кроме того, объекты вдалеке могут выглядеть изогнутыми или немного дрожать, что способно вызвать лёгкое чувство тошноты. В общем, при использовании Quest 3 лучше оставаться на месте и находиться в небольшом помещении.
Контроллеры Quest 3
Два управления Meta Quest 3 используются два контроллера, которые стали более компактными.
Наверху теперь нет колец для трекинга, которые раньше сталкивались друг с другом, когда вы скрещивали руки. Каждый контроллер питается от одной батарейки типа AA, но можно перейти на контроллеры Quest Touch Pro, которые заряжаются через кабель USB-C. Правда и время автономной работы у них намного меньше.
Отслеживание рук
Можно вообще обходиться без контроллеров и позволить Meta Quest 3 отслеживать ваши руки.
Лучше всего такой способ работает при дневном освещении, где между руками и стенами есть контраст. Чтобы перейти в режим отслеживания рук, нужно два раза нажать на контроллеры. После этого с помощью различных движений пальцами вы сможете открывать меню быстрых действий, прокручивать списки значков и выбирать нужные объекты.
Скорость отслеживания увеличилась, поэтому вы сможете играть без контроллеров даже в самые динамичные игры. К сожалению, не все игры на Meta Quest 3 поддерживают отслеживание рук – среди них Beat Saber и Les Mills Body Combat. А вот некоторые игры вроде Xponential+, наоборот отслеживаются только вручную.
Приложение для тренировок работает в смешанной реальности, поэтому вы сможете видеть свою комнату и поместить виртуального инструктора в любое место. Двойное нажатие на боковую часть повязки позволяет переключиться между полной виртуальной реальностью и сквозным режимом. Это означает, что вам не придётся снимать Quest 3, если нужно будет сделать перерыв или с кем-то поговорить.
Сканирование комнаты
Виртуальные очки Meta Quest 3 оснащены сенсором глубины, который способен сканировать помещение и обнаруживать стены или комнаты.
Для этого нужно просто смотреть вокруг, пока происходит сканирование. Благодаря этому, зомби в The Cabin могут пролезать через окно, а монстры будут прятаться за диваном. Разочаровывает то, что Quest 3 не способен хранить в памяти несколько помещений – если вы перейдёте в другую комнату, старая удалится.
Остаётся надеяться, что в ближайшем обновлении Meta данную проблему исправят. Ещё один недостаток сканирования в том, что оно хорошо работает только в прямоугольных помещениях с плоскими потолками. В комнатах другого типа монстры могут вылезать из несуществующих стен или потолка, что разрушит эффект погружения.
Производительность компонентов
Очки виртуальной реальности Meta Quest 3 заметно лучше прошлых моделей в плане качества графики.
Текстуры гораздо более чёткие, а текст намного легче читать. Разрешение для каждого глаза равно 2064×2208 пикселей, а частота обновления поднимается до 120 Гц. Важно и то, что угол обзора стал шире на 15%, поэтому вы сможете охватывать взглядом больше пространства. Вы едва будете замечать то, что периферийное зрение чем-то ограничено, как часто бывало у оригинальных Quest и Oculus Rift.
Высокую скорость работы обеспечивают чипсет Snapdragon XR2 Gen 2 от Qualcomm и графический процессор Adreno 740, поэтому прирост в производительности заметен сразу. Качество графики теперь намного выше – по сравнению с Meta Quest 3, изображение на Quest 2 выглядело плоским и нереалистичным. Стали лучше и тени, а освещение более естественное.
Разработчикам не нужно производить оптимизацию своих приложений, чтобы разрешение стало выше, но для использования технологий вроде динамического освещения обновление сделать придётся. К сожалению, сейчас выбор игр для Quest 3 не самый широкий.
К моменту выхода гарнитуры в Meta обещали поддержку 50 игр смешанной реальности, но оценка оказалась немного оптимистичной. Возможно, сейчас разработчики пытаются оценить, насколько эта модель станет популярной, поэтому пока не торопятся создавать новые игры. Правда, именно отсутствие множества игр может негативно сказаться на продажах Quest 3.
Звук и динамики
На дужках Meta Quest 3 установлены динамики, которые работают довольно неплохо.
Конечно, полноценной заменой наушникам они явно не станут – вы будете слышать происходящее вокруг. Иногда это нужно, но полноценного эффекта погружения точно не будет. Однако это не проблема, потому что на гарнитуре имеется 3,5-мм разъём для наушников.
Можно подключить шлем виртуальной реальности и через Bluetooth, но лучше купить специальные наушники для VR-очков с более низкой задержкой. Громкость звука настраивается через колёсико на нижней стороне устройства.
Автономность Meta Quest 3
Время автономной работы гарнитуры Quest 3 от Meta составляет около 2,5 часов при просмотре видео.
Для VR-очков смешанной реальности это приемлемый показатель. В комплекте поставляется адаптер мощностью 18 Вт, который полностью заряжает батарею устройства за два часа.
Итог
Гарнитура смешанной реальности Meta Quest 3 подойдёт даже тем, у кого уже есть прошлая модель серии.
Разрешение у дисплеев очков стало выше, а мощное железо позволит получить намного более реалистичную графику. Конечно, есть у Quest 3 и недостатки – корпус довольно тяжёлый, и носить шлем на голове в течение долгого времени некомфортно. Не хватает и технологии отслеживания глаз, которая поддерживается на многих других современных VR-очках.
Однако любители смешанной реальности вряд ли разочаруются Quest 3, особенно с учётом относительно разумной цены.
Стоит ли покупать
Благодаря улучшенной графике и более мощным внутренним компонентам, Meta Quest 3 стоит рассмотреть к покупке даже тем, у кого есть прошлая модель компании.