Обзор Apple Vision Pro: потрясающей и недоработанной гарнитуры дополненной реальности
Apple Vision Pro – это первая VR-гарнитура компании с дополненной реальностью (AR) со сквозной передачей видео, отслеживанием движения рук и глаз и множеством других передовых технологий. Иногда кажется, что это гаджет из будущего, которым через несколько лет будут пользоваться все. Но пока этот день не пришёл.
Прямо сейчас гарнитура подходит только для просмотра контента, а для остальных задач она слишком неудобна. Шлем слишком тяжёлый, к нему нельзя подключать устройства через USB-C, а поддерживаемых приложений мало. Кроме того, стоит Vision Pro слишком дорого, и порекомендовать его сейчас можно только фанатам Apple.
Характеристики Apple Vision Pro
Дисплеи |
Два 3D micro-OLED, суммарное разрешение 23 Мп, плотность 3386 ppi, частота 100 Гц |
Межзрачковое расстояние |
51-75 мм |
Аппаратная платформа |
Apple M2 (8 ядер), 10-ядерная графическая подсистема, сопроцессор обработки данных Apple R1 |
Внутренняя память |
256/512 ГБ, 1 ТБ |
Операционная система |
visionOS |
Совместимость с ОС |
iOS, macOS |
Сенсоры |
Две основные камеры, шесть камер-трекеров, четыре камеры для отслеживания глаз, камера TrueDepth, сканер LiDAR, четыре гироскопа, датчик освещения, датчик мерцания, датчик распознавания пользователя Optic ID |
Камера |
Стереоскопическая, 6,5 Мп, 18 мм, f/2,0 |
Подключение и связь |
Wi‑Fi 6 (802.11ax), Bluetooth 5.3 |
Звук |
Динамики с поддержкой пространственного аудио, шесть микрофонов |
Аккумулятор |
39 Вт*ч (подключается через кабель) |
Вес |
650 г (гарнитура), 350 г (батарея) |
Цена |
От 365 тыс. р. |
Дизайн и особенности
Пользоваться Apple Vision Pro комфортно, но весит устройство 650 грамм, и иногда голова от него устаёт.
Сама по себе масса не такая большая, но вес не распределяется по всей голове, а оказывается спереди. Чтобы гарнитура не сваливалась, ремешок должен быть плотно застёгнут, и он немного давит на затылок.
Apple не любят пластик, поэтому Vision Pro сделан из алюминия и стекла, однако из-за этого масса стала на 150-200 грамм больше. Возможно, в этом случае пластик был бы более уместен. По крайней мере, питание происходит от внешней батареи – смотрится это немного странно, но со встроенным аккумулятором гарнитура стала бы ещё тяжелее.
Передняя часть девайса сильно блестит, из-за чего снижается видимость изображения, а функция EyeSight частично теряет свою полезность. Угол обзора тоже не самый широкий – по бокам даже остаются чёрные полосы, из-за которых возникает чувство, будто смотришь на мир через маску для дайвинга.
Качество изображения
Если судить по видео и скриншотам, качество изображения у Apple Vision Pro примерно такое же, как у Meta Quest 3, но в реальности всё оказывается иначе.
Используемые здесь дисплеи micro-OLED отличаются невероятной чёткостью, глубиной цвета и динамическим диапазоном. Пиксели не видны вообще, а «эффекта экранной двери» нет. При определённом освещении появляются блики, но они не так выражены, как у других гарнитур.
В плане изображения Quest 3 по сравнению с Vision Pro – как старый телевизор с разрешением 1080p рядом с новым с 4K HDR OLED. Для этого применяются множество продвинутых методов – например, рендеринг с фовеацией. Это значит, что в полном разрешении рендерится только та часть экрана, на которую вы смотрите. Всё остальное оказывается немного размытым – так же, как и в случае с нашим зрением.
Взаимодействие с миром
На Apple Vision Pro превосходно реализовано отслеживание глаз: достаточно на что-то посмотреть, и оно тут же выделится.
Для выбора объекта нужно слегка сжать пальцы рук. Вам не придётся махать руками и тыкать перед собой в воздухе, и находящиеся рядом люди даже не заметят, что вы что-то делаете.
Именно так большую часть времени происходит взаимодействие с visionOS, хотя в каком-то смысле это недостаток. После других VR-гарнитур такой способ может показаться непривычным, как и фиксация взгляда на предметах. Чтобы управлять элементом интерфейса, нужно продолжать смотреть на него, пока действие не будет выполнено.
Если приблизить окно достаточно близко, можно на него нажимать и делать свайпы, но обратной связи не хватает. Технология реализована хорошо, однако есть ощущение, что через несколько лет процесс будет более комфортным.
То же самое касается сквозной передачи видео: изображение окружающего мира у Vision Pro от Apple намного качественнее, чем у других VR-гарнитур, но всё ещё недостаточно хорошее. Задержка минимальная, однако стоит вам покинуть ярко освещённое место, и изображение станет зернистым, а цветовая гамма – приглушённой.
Звук и динамики
В ремешок Apple Vision Pro встроены небольшие динамики, которые приятно удивляют.
Качество у них хорошее, и динамиков достаточно, чтобы звуки внешнего мира смешались с пространственным звучанием из приложений. Правда, на высокой громкости звук смогут частично слышать и окружающие.
Программное обеспечение
На Vision Pro установлена операционная система visionOS от Apple, и она немного разочаровывает.
Удивляет то, насколько ограничены многие приложения и как неудобен интерфейс. За исключением видео и некоторых игр, всё выглядит так, словно перед вами плавающие окна из iPad. Размеры окон можно изменить, но приложения всё равно выглядят как увеличенные версии для планшетов от Apple.
Оптимизированных под visionOS приложений меньше тысячи, и многие из них кажутся недоработанными. Часто они представляют собой плавающее окно с парой наспех добавленных функций.
Использование Vision Pro сводится к тому, что в пространстве вокруг вас в воздухе «плавают» окна с приложениями. Причём технически всё реализовано безупречно: изображение чёткое и детализированное, и кажется, что окна на самом деле являются частью реального мира. Они отбрасывают реалистичные тени и ничуть не колеблются.
Однако приложения всегда привязаны к пространству, а не к вам. Если вы захотите, чтобы окно двигалось за вами, нужно будет его схватить и нести за собой. Иногда вам придётся искать приложения в тех комнатах, где вы оставили их висеть, и спустя какое-то время это начинает раздражать.
Если вы захотите запустить на Vision Pro несколько приложений одновременно, то быстро обнаружите, что вам не хватает пространства вокруг себя. Если накладывать окна друг на друга, выбирать нужное станет неудобно, поэтому вам придётся расставлять их вокруг себя.
Чтобы воспользоваться разными приложениями, надо постоянно поворачиваться по сторонам. Поначалу всё это восхищает, но спустя какое-то время использование VR-гарнитуры превращается в выполнение физических упражнений.
Управлять всеми окнами сразу, как на macOS, тоже нельзя. Нет и ничего похожего на разделение экрана, чтобы склеить два приложения вместе. Apple могли бы сделать так, чтобы приложения накладывались друг на друга, а пользователь быстро выбирал нужное, но и этой функции на visionOS не оказалось.
Стандартных приложений на Vision Pro пока слишком мало: нет даже некоторых самых базовых вроде Калькулятора и Погоды. Самый большой потенциал есть у Apple Maps, однако пока приложение выглядит так же, как на iPad.
Нет и отдельного приложения FaceTime, хотя видеозвонок с нужным человеком можно начать, выбрать его в разделе Люди на главном экране. Все эти недостатки легко устранить, и хочется надеяться, что в visionOS 2 их не будет.
Многозадачность
Разочаровывает то, насколько неудобной на Apple Vision Pro оказывается экранная клавиатура.
Она подходит лишь для набора коротких поисковых запросов – для общения в мессенджерах и написания заметок нужно подключать полноценную клавиатуру по Bluetooth. Можно набирать текст голосом, однако корректировать текст всё равно трудно.
Если вы действительно хотите продуктивно работать с Vision Pro, вам понадобятся как минимум клавиатура и тачпад, а ещё лучше – MacBook. Apple это учли и добавили классную функцию: достаточно просто посмотреть через гарнитуру на MacBook, на котором вы авторизованы через тот же Apple ID, и над ним появится иконка соединения.
После этого перед вами возникнет виртуальный дисплей с разрешением 4K и потрясающим качеством. Задержка изображения низкая, но она заметна. К сожалению, монитор может быть только один, и он не будет дополнять реальный дисплей вашего MacBook – тот просто отключится. Такой же метод можно использовать и на компьютере Mac.
Данная функция окажется полезной лишь в том случае, если вам нужен большой экран, и у вас на столе не хватает для него места. В остальных случаях легче подключить второй монитор, который будет гораздо удобнее. Кроме того, звук в этом случае исходит только из MacBook, но не из динамиков Vision Pro.
Поначалу может казаться, что продуктивность работы действительно вырастает – перед глазами находится большой монитор, а рядом в воздухе висят окна с разными приложениями. Однако затем понимаешь, что большую часть мелких задач удобнее выполнять обычным способом на компьютере.
Например, сделать заказ в магазине гораздо быстрее, если просто открыть вкладку в браузере, ввести данные и вернуться к основной работе. Проблема и в том, что мышка с Apple Vision Pro работать не будет – даже если она подключена к Mac, курсор может взаимодействовать лишь с виртуальным экраном компьютера.
Просмотр контента
Что касается просмотра видео, здесь претензий к Vision Pro нет – AR-гарнитура подходит для этого идеально.
Динамики поддерживают пространственное аудио, а дисплеи отличаются высокой яркостью и детализацией, поэтому смотреть видео – одно удовольствие. Некоторые приложения позволяют просматривать контент в необычной обстановке – в кинотеатре, на пляже или даже на другой планете.
3D тоже реализовано превосходно, а эффект погружения максимально реалистичный. Кажется, что находишься рядом с персонажами фильма, и впечатления не хуже, чем при просмотре в кинотеатре IMAX. Особенно впечатляют 360-градусные видео, хотя через YouTube и сервисы вроде DeoVR их пока посмотреть не получится, потому что Apple ещё не добавили поддержку стандартов WebXR. Смотреть такие видео нужно через приложения вроде Moon Spatial Player и Reality Player.
Ещё одна проблема при просмотре видео – даже если вы это делаете в каком-то виртуальном пространстве вроде кинотеатра, вы будете находиться там в одиночестве. Было бы классно, если бы появилась возможность смотреть фильм вместе с друзьями, у которых тоже есть Vision Pro, но пока такой опции нет.
Итог
С технологической точки зрения, Apple Vision Pro – потрясающая VR-гарнитура, но во многом она пока слишком непродуманная.
Поддерживаемых приложений на данный момент мало, корпус тяжёлый, а программное обеспечение нуждается в доработке. Встроенного аккумулятора нет, и его приходится подключать через кабель USB-C, из-за чего ходить с устройством неудобно.
Vision Pro сделан так, что пользоваться им вы будете в основном в офисе или дома. Для работы гарнитура тоже не очень подходит, потому что многие задачи проще выполнять на компьютере. А главная проблема – высокая цена как на сам девайс, так и на все необходимые аксессуары. Пока Vision Pro выглядит как демонстрация доступных Apple технологий, а не как гаджет для повседневного использования.
Стоит ли покупать
Apple Vision Pro подойдёт тем, кто готов потратить огромную сумму на знакомство с множеством интересных технологий, но для повседневной работы лучше взять намного более дешёвую модель.